Летопись села Шелепово

Изучение жизни своей малой Родины - очень актуальная тема сегодня

Изучение жизни своей малой Родины - очень актуальная тема сегодня. Многие изучают истории своих сел и деревень, а также свои родословные. История края становится доступней, понятней через судьбы земляков. А чем глубже мы изучаем историю своего края, тем больше проникаемся любовью к малой Родине, тем она дороже нам. Изучая документы, архивные материалы, мы вносим свой вклад в историю краеведения. Обращаясь к большому количеству источников: к воспоминаниям, к фотографиям, документам, архивным материалам, к публицистической литературе, художественной, анализируя события, и многое узнаёшь для себя. Большой исторический краеведческий материал по крупицам собрала ученица Шелеповской школы Анжела Панова под руководством учителя истории и обществознания В.К.Уваровой.

 

У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село. Край, который он никогда не забудет. Вот и для меня село Шелепово - самое лучшее место на всем белом свете! Каждый, кто побывал здесь, никогда не забудет бескрайние поля и степи, озёра, окружающие село, широкие просторы, моря колосящейся пшеницы. На мой взгляд, здесь самая красивая природа и самые милые и добрые люди! Мне очень хочется поделиться с окружающими, рассказать им, что же происходило в нашем селе с момента его основания и по сегодняшний день

Образование деревни
Что обозначает название нашего села Шелепово?

Шелепы - мн. устар. Удары, побои, наносимые плетью. Шелепы-веревочные или личные кнуты с короткими рукоятками. Шелепы употреблялись преимущественно среди духовенства, как наказание по приговорам духовных судов и как дисциплинарное взыскание. В XVII в. битье Шелепами разделялось на простое и нещадное и иногда производилось публично. Употреблялись Шелепы и в XVIII в. так, в 1756 г. 216 монашествующих за участие в квакерской ереси были наказаны Шелепованием. 
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.)

Люди с такой фамилией возможно были ссыльные, старообрядцы их еще называли двоедане, за то, что они платили двойную дань за неприятие новой Никоновской реформы в церкви.

Деревня Шелепово образована в 1780 году переселенцами из других деревень. Первыми переселенцами были: Шелепов Афанасий Трофимович с 7 сыновьями из деревни Уварова, Задорин Патрикей Ильич из деревни Грамотеева, Уваровы: Матвей Сергеевич, Акулина Сергеевна, Федор Сергеевич из деревни Уварова и Проскуряков из Белозерской слободы. Деревню назвали Шелепова может быть потому, что большинство прибывших были Шелеповы. Из-за гонения на старообрядцев крестьяне уходили с обжитых мест и основывали новые деревни без ведома властей, их называли Самовольные поселения. В Ревизской сказке (перепись населения) 1782 года написано, что … д. Шелепово вновь созданная деревня, так как при предыдущей переписи 1762 года ее не было, Шелеповы приехали из д. Уварова, Задорины - из д. Грамотеева. Уваровы - из Беляковской слободы(но жили перед Шелепово 20 лет в д. Уварова и скорее всего ее создали).

Это четвертая перепись из 10-ти в Российской Империи. Источник находится в Государственном архиве г. Тобольск пер. Свердловский д. 2.

В рассказе Г.А.Мачтета Мы победили, сосланного в Тобольск с 1879-1885г, заседатель восклицает: И вдруг деревня оказалась открытой , как золотая жила или каменный уголь, точно Америка. Оказалась открытой с домами, с обывателями, стадами и прочими атрибутами деревни. В ней пекли и варили, умирали и множились, работали и отдыхали, творили все человеческое, без денег, без паспортов, без управ, без законных властей, без питейного. Это было возмутительно и тем не менее несомненно.

Вот что говорится о деревне Шелепово в Обзоре экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа Тобольской губернии за 1895 г.: На проселочной дороге между двух озер Песьяное и Глубокое расположена деревня Шелепово. Имеет 17 ветряных мельниц, с размолом 2700 пудов зерна, на сумму 67 рублей. Пахотная земля от деревни от 1 до 10 верст. Грунт – земля сыряк, сырая глина, супесок и солончак. Кроме двух озер имеется озеро Черное, Чемборное, Сосновское, Вороное, Полуденное. Ловятся только караси. Жители, кроме хлебопашества, никаким ремеслом не занимаются. Жители: коренное население- мужского пола 331 человек, женского пола 367 человек, ссыльных- мужского пола 21 человек, женского пола 9 человек. Всего-728 душ. Из них 39 грамотных, но ни один не окончил курсы в приходском училище. 528 человек православных, принадлежащих Сивковскому приходу Ишимского округа, Могилевской волости. Воинскую повинность отбывают 10 и отставных 4 человека.

Интересные легенды сложили жители деревни о названиях озер и лесов: Глубокое- имеет глубину 4-5 метров, а еще в нем наблюдались колодцы, Песьяное- значит пресное, в озере Окунево раньше водились окуни, около озера Сосновское раньше был сосновый бор, озеро Чембарник называется так потому, что оно напоминает чембары (старые штаны), Черное- называется так потому, что раньше вокруг озера был сосновый бор, он выгорел, все вокруг было черным, Воронье- названо по одноименной деревне, которая была построена вокруг озера, рядом находился лес , где селилось много птиц, в том числе и вороны. К сожалению, деревни Воронье давно нет, в 2005 году на ее месте была установлена стела с названием деревни. Озеро Полуденное тихое и там вкусная пресная вода, оно находится как бы во впадине и вода в озере всегда прохладная, даже в летний полдень. На озере Моховое, которое находится в лесу, раньше драли мох и росла клюква. Близ Шелепово есть урочище Островок - это лесок, во время наводнения1946 года, когда все озера сливались, только это место было не затоплено.

Лес Шаламовка называется так потому, что рядом с лесом поле, первым его распахал человек по фамилии Шаламов. 
 

Что такое село и чем оно отличается от деревни? Есть ли между ними разница? В чем отличие села от деревни в наше время? Если открыть любой словарь, то в каждом можно прочитать, что село – это большое крестьянское селение, имеющее в обязательном порядке церковь, а деревня – наоборот, малое крестьянское селение, с меньшим количеством домов и проживающих жителей, отсутствием церкви. Эти определения можно отнести к дореволюционному периоду до 1917 года. Вследствие исторических событий церкви уничтожались и вместо них появлялись сельсоветы. Села стали являться одновременно административными и хозяйственными центрами для ближних деревень. Наша деревня никогда не имела церкви, но в 30-х годах прошлого столетия у нас появился сельсовет, и деревня стала административным и хозяйственным центром для ближних деревень Б-Щучья и Воронья, а значит, ее уже стали называть селом.
 

Гражданская война
Из искры возгорелось пламя. Красные знамена Октябрьской революции заполыхали над Сибирью. К началу февраля 1918 года все Южное Зауралье стало советским. Партийные комитеты городов посылали в деревню коммунистов-агитаторов, которые разъясняли крестьянам сущность советской власти, проводили собрания по выборам в сельские и волостные советы. Гражданская война не обошла стороной наше село.

В 1919 году мимо нашей деревни прошли полки Колчака. Борьба продолжалась возле озера Черное. В книге H. Ф. Варгина Комкор Иван Грязнов сообщаются некоторые подробности этих событий:

Боевые действия перемещались на Запад. Упорные бои шли у озера Черное. Село Шелепово переходило из рук в руки 12 раз. Восемь пехотных полков и казачья конница наступали на истекавшую кровью красноуфимскую бригаду. Проскользнув между озерами, белые ударили в тыл. Под шашками погиб почти полностью батальон 2 полка. Позднее белогвардейцы отступили к Петухово. Сейчас на этом месте за деревней у озера Песьяное находится братская могила. А помог белоказакам один из Шелеповских кулаков - атаман Булатов со своей бандой. Это он провел их через камыши озера Черное потайными тропами.

Не только колчаковцы нанесли урон деревне, но и свои (доморощенные) бандиты, которые расправлялись с коммунистами. Страшная гражданская война прошлась по деревне. Из воспоминаний В. Шелепова, коренного жителя деревни о бандите Мишке: 

В тяжелом 1921 году,… когда деревня погрузилась в темноту, по дороге на Шелепово волчьей стаей двинулись всадники, в надвинутых на глазах папахах, горбились и были похожи на нахохлившихся хищных птиц. 
Не с добрым намерением ехали они под покровом ночи, надеясь захватить Шелеповских коммунистов. Бандитов было человек 40-50. Не доезжая до села, отряд разделился на две группы, одна должна была вступить в село с южной стороны озера Черное. 

Южная группа оставила коней у огородов. Бандиты подошли к первому дому, где жил коммунист П.Д. Уваров со своим зятем Обогреловым. Расставив бандитов у окон, Левка постучал в дверь. На стук никто не ответил. Ломиться опасно, у хозяев имелось оружие, это бандитам хорошо было известно 

- Я знаю, где они спят, - шепнул Левка, - вот здесь под окном, я выстрелю. 

- Не смей, их надо взять живыми. Да и шум поднимать рано - других вспугнем, - возразил Ванька.

Около дома оставили охрану, a сами двинулись дальше. Ванька показывал дома и называл фамилии коммунистов. 

По лаю собак Мишка знал, что дело продвигается без помех: выстрелов не было. Когда все дома коммунистов были окружены, Мишка приказал действовать. Надо торопиться. На небе заалела заря. А дело затягивалось. У дома П.Д. Уварова все еще топтались бандиты. Левка сделал несколько шагов к двери, но остановился и замер у стены. 

- Ну, что же ты медлишь, черт! - ругнулся Мишка.

Из сеней, через дверь на улицу раздался залп двух винтовок. Послышался стон, ругань, крики… Началась беспорядочная стрельба, зазвенели разбитые окна Уваров и Обогрелов били бандитов, a те стреляли в темные дыры окон. На рассвете стрельба затихла, бандиты уехали.

Позднее выяснилась общая картина бандитского налета.

…Подъехав к дому Алексея Семеновича Шелепова, Мишка отдал поводья коноводу, a сам подошел к двери: 

- Открывайте! 

Женский голос ответил, что Алексея нет дома. 

-Что ты лжешь? Мы видели его когда, оцепляли дом. Если не откроешь, сломаем дверь, убьем тебя с твоим отродьем. 

Алексей пожалел свою семью, подошел к двери и спросил:

- Кто там? 

Мишка назвал себя и заверил, что сохранит ему жизнь, если он не будет сопротивляться. 

Звякнул ключик, дверь открылась. В избу ворвалось около десятка бандитов. Алексею скрутили веревкой руки и приказали спуститься в подполье: 

- Утром разберемся!

Оставив охрану, Мишка уехал к жене. На рассвете вернулся и приказал Алексею выходить наверх. Когда показалась голова Алексея, Мишка выстрелил в упор и убил его. 

…Изба Шелепова Феодосия Варфоломеевича не была закрыта изнутри. Бандиты неожиданно ворвались в дом, хозяин сидел в переднем углу, что-то починял. Его винтовка висела над избными дверями, таким образом он оказался безоружным. Выскочить в окно не было возможности, кругом были бандиты. Но коммунист не хотел сдаваться живым. Он пытался вырвать винтовку у бандита и был тяжело ранен другим. Раненного Феодосия Варфоломеевича вытащили на улицу, отрезали ему уши, нoc, a потом пристрелили.

…Коммунисты H.Кузнецов и И.В.Мешков зверски убиты у себя в квартирах. От бандитов прятались люди, защищавшие интересы Красной Армии. В здании магазина располагалась тюрьма, от рук бандитов были убиты Шелепов Петр Алексеевич, Задорин Ефим, Задорин Дионис Петрович погиб на пашне. Убитые были захоронены на въезде в деревню со стороны Куртана. В 1998 году захоронение было перенесено в центр села , возле Дома культуры установлен обелиск в честь этих людей и в честь погибших земляков во время Великой Отечественной войны.

(Продолжение следует)

Комментарии

Материал для рубрики «Санитарный патруль» зачастую подсказывают наши читатели

Все новости рубрики Репортажи