Из чего состоят тарифы

Собеседник: С.М.Самойлов, и.о. директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов

– Как происходит формирование тарифов?

– Формирование тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса: на электричество, тепло, газ, воду происходит заблаговременно, до начала очередного финансового года. Например, в настоящее время идет работа по тарифному регулированию на 2015 год. Преследует это несколько целей. Тарифы устанавливаются до формирования бюджетов, начиная с федерального уровня, для того, чтобы можно было в полном объеме предусмотреть средства на оплату услуг ЖКХ и субсидии населению. 

Особенность последних лет – дата изменения тарифов сместилась с 1 января на 1 июля. Поэтому 1 января 2014 года ни один тариф на ЖКУ не повысился. Для чего это было сделано? В первую очередь, это снижение нагрузки на население. Зимой больше всего потребляется тепла, а оно в платежках «весит» больше всего. Таким образом, перенося изменение тарифов на середину года, мы снижаем финансовую нагрузку в зимний период. Особенно это актуально для тех жителей, в чьих домах уже установлены приборы учета тепловой энергии. 

Что касается увеличения тарифов в 2014 году – за последние пять лет оно будет самым минимальным. Например, электричество и тепловая энергия «подрастут» на 4,2 %, вода и водоотведение – на 5,1 %. Но надо понимать, что это средние показатели по региону, верхняя планка, выше которой тариф не может быть поднят. Для каждой конкретной организации уровень тарифа и его изменение рассчитывается индивидуально.

– А что же входит в тариф?

– За последние три года произошло существенное изменение законодательства в части тарифного регулирования. Есть отдельный закон по электроэнергетики, закон о водоснабжении и водоотведении, закон о теплоснабжении и газоснабжении. Каждое направление жестко регламентировано. В каждой из этих сфер Правительство РФ приняло и основы ценообразования. Все «тарифные» деньги, которые должен собрать с потребителей поставщик услуги распределяются следующим образом: топливо, оплата электроэнергии, проведение ремонтов, заработная плата персонала, (но не в соответствии с тем, как захочется монополисту, а согласно отраслевому тарифному соглашению, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, налоги). Помимо этого, если местные органы согласовали, а предприятие, поставляющее услугу, способно обосновать потребность в кап.вложениях, какую-то инвестиционную составляющую, то она в определенных случаях может включаться в тариф. Но при этом еще раз напомню про установленные предельные уровни тарифов. То есть, если по теплу с 1 июля на 2014 год задан «потолок» 4,2%, то все расходы должны быть экономически обоснованы и «вписаться» в это ограничение.

К тому же, в ближайшее время у нас в стране будет реализован механизм достаточно жесткого государственного контроля за платой граждан. Будут приняты два документа - «Основы формирования предельных индексов платы граждан», а второй – сами индексы. Здесь как с тарифами – будет установлен некий предельный уровень роста платы за коммунальные услуги, выше которого совокупный платеж граждан по ним превышен быть не может. Берем свою «платежку» и смотрим. Сюда попадает электричество, газ, тепло, вода и водоотведение. В сумме это все не должно превысить с 1 июля текущего года некоторый рост, который нам будет обозначен президентом РФ, а в регионе - Губернатором.

– А есть ли какие-то методы контроля над тем, чтобы тарифы не завышались?

– Очень часто люди путают тариф и норматив потребления. Платеж за коммунальные услуги складывается ведь не только из тарифа, но и из объемов потребления. Были случаи, когда к нам поступали жалобы граждан, что они в какой-то месяц заплатили больше за комуслуги. И не понимают почему, - ведь тарифы с 1 января обещали не поднимать. Разбираемся. Оказывается, тарифы не поменялись, ресурсоснабжающие организации выставляют по ним ту величину, которую они обязаны выставить. Просто человек не учел, что в зимние месяцы потребление электричества возрастает, а значит, будет и больше сумма за потребленные киловатты. Но в отдельных случаях, по некоторым поселениям, когда мы проводим контрольные мероприятия, факты нечестного предъявления имеют место быть. В данном случае механизм контроля платы граждан, о котором я говорил выше, позволит избежать таких фактов нарушения прав наших граждан.

Помимо этого при подаче заявки в Департамент государственного регулирования цен и тарифов ресурсоснабжающей организацией мы всегда проверяем экономическую обоснованность тарифов.

– Почему в Курганской области платят за ЖКУ выше, чем в других областях УрФО. У нас больше потребляют или там есть субсидии?

– Мы наоборот были бы рады, если бы потребление у нас было больше по любому виду коммунальной услуги. Давайте посмотрим на примере электроэнергетики. Тариф, если говорить упрощенно это сумма всех расходов, плюс часть прибыли, отдаваемая на налоги, деленная на количество проданного товара. И именно от последнего зависит конечная цена, то есть тариф. Сейчас у нас потребление в Курганской области колеблется от 3,5 млрд. до 3,6 млрд. кВт/ч. Небольшая динамика по приросту есть. Если мы возьмем потребление в 90-е годы, когда предприятия были больше загружены, мы потребляли ровно в два раза больше. То есть те же самые расходы мы делили на величину в два раза больше - вот реальное условие как снизить тарифы. И когда мы начинаем сравниваться с соседями, эта ситуация выглядит не совсем корректно. Соседние энергосистемы ничем не отличаются от нашей: там точно такие же подстанции, линии электропередач, сопоставимые с нашими расходы на содержание оборудования. Но мы делим на 3,5 млрд. кВт/ч, а соседние регионы один делят на 37 млрд. кВт/ч., другой на 87 млрд. кВт/ч. И суммы получаются значительно меньше. Это основная причина. 

– Тарифы на электричество внутри региона одинаковые, за исключением деления для сельских и городских жителей, а вот на тепловую энергию разнятся. В чем причина?

– С точки зрения законодательства тариф устанавливается не отдельному человеку, а потребителю конкретного предприятия-поставщика услуги. По электрической энергии – у нас один гарантирующий поставщик, который обслуживает всю область. Поэтому тариф един для всех, понижающие коэффициенты установлены лишь для сельского населения и для потребителей, проживающих в домах, где нет газа. А теплоснабжающих организаций десятки, в каждом поселении может быть своя. Они все имеют индивидуальные тарифы и по ним ведут расчет. Хотя в ближайшем будущем картина должна выравниваться, здесь потребуется большая работа местной власти - и глав поселений, и представителей законодательных органов. Потому что к 2016 году мы должны перейти на принятие долгосрочных тарифов – со сроком действия от 3 до 5 лет. Чтобы бизнес мог выстраивать какие-то свои долгосрочные программы развития. И, начиная с середины этого года, дана возможность на уровне регионов и на уровне сельских поселений выходить на процедуру выравнивания тарифов в пределах муниципалитета. Но для этого местная власть должна приложить определенные усилия. То есть должна быть составлена схема теплоснабжения, должна появиться единая теплоснабжающая организация, по типу единого гарантирующего поставщика в электроэнергетике, через которую будут выравниваться все тарифы. Департамент государственного регулирования цен и тарифов в настоящее время консультируется с Федеральной службой по тарифам, так как полагаем, что у нас реализация этой схемы одномоментно произойти не сможет. Пока территории не готовы, также необходимо оценить последствия, применяя механизм контроля платы граждан, чтобы она не превышала определенного порога. И сделать это для каждого конкретного муниципального образования.

Источник: 
Восход

Комментарии

В сельских школах активно внедряются в жизнь федеральные проекты «Школа – территория спорта».

Наш собеседник – Юрий Романенко, заместитель главы района по социальным вопросам

Наш собеседник – В.В.Сединкина, председатель районного комитета профсоюза работников образования.

Все новости рубрики Интервью